Стань частью бренда «Сделано на Дону»

17.09.2015

По данным различных источников в России, в настоящее время, не более 20% компаний развивают собственный бренд. В Ростовской области и того меньше. Как показывает практика, региональные компании до сих пор больше полагаются на протекцию во власти, чем на формирование собственных брендов. Потребность в создании товарных или корпоративных брендов появляется только тогда, когда в руководстве компаний задумываются выйти на региональный, федеральный или международный уровень. На местном же рынке если и продаются товары, произведенные в области, то со сменяющимися и незапоминающимися названиями.

В последние годы важности брендинга уделяют все большее внимание как на государственном уровне, так и в коммерческих компаниях. К услугам по созданию брендов стали проявлять повышенный интерес не только крупные игроки на рынке, но и представители среднего и малого бизнеса.

Ростовская область обладает значительным производственным потенциалом, вместе с тем, об этом мало кому известно, некоторые вообще слабо представляют, к примеру, в каком климатическом поясе находится наша область. А между тем это ведущий аграрный регион. Кроме того, здесь работают крупные промышленные гиганты, которые позволили области войти в число индустриальных. Мы плохо знаем особенности регионов нашей страны, и в том числе своего собственного, не умеем себя презентовать как на внутреннем, так и на международном уровне. Поэтому наша работа над брендом «Сделано на Дону» – это попытка осмыслить потенциал нашего региона, сформулировать его философию, попытка научиться продавать не только продукцию, но и культуру региона.

В 2010 году руководством Ростовской области была поставлена задача по созданию и продвижению конкурентоспособного бренда Ростовской области. В 2013 году дан старт системе добровольной сертификации «Сделано на Дону», определен порядок применения знака соответствия системы, который является дополнительным гарантом качества продукции, прошедшей процедуру сертификации. Предприятия, участвующие в данной работе, добровольно возлагают на себя обязательства по выполнению тех требований, которые установлены Правилами функционирования и Порядком применения знака «Сделано на Дону», размещают знак только на продукции, прошедшей сертификацию. Вместе с тем, при работе с предприятиями-производителями по популяризации и продвижению бренда «Сделано на Дону» Департамент потребительского рынка Ростовской области и эксперты ФБУ «Ростовский ЦСМ» сталкиваются с тем, что некоторые производители отказываются от прохождения добровольной сертификации в системе «Сделано на Дону», потому что не понимают зачем им это нужно.

В связи с чем, Департамент потребительского рынка отвечает на эти, возможно обоснованные, вопросы.

Во-первых, участвуя в системе добровольной сертификации «Сделано на Дону» мы повышаем информационную капитализацию Ростовской области в общественном сознании, формируем дружественную общественную среду.

Во-вторых, популяризация продукции Ростовской области с помощью бренда «Сделано на Дону» является инструментом привлечения инвестиций в регион. Так, все мы понимаем, что в современном мире любое территориальное образование неизбежно связано с другими территориями по многим направлениям - транспорт, связь, энергетика, финансы и многое другое. В условиях конкуренции за привлечение внешних ресурсов, одним из наиболее действенных инструментов становится имидж региона, который позволяет деловым кругам наиболее эффективно взаимодействовать с различными целевыми группами: инвесторами, межрегиональными и экспортными рынками, населением и пр.

В-третьих, в сложившихся экономических условиях развитие регионального бренда приобретает особую роль, когда возникла необходимость замещения импортных продовольственных и промышленных товаров отечественными. Для реализации целей по продвижению отечественных товаров важную роль играет формирование положительного образа местных товаров, раскручивание региональных брендов.

В-четвертых, немалую роль в популяризации Ростовской области играют тематические, событийные мероприятия. Сегодня все мы знаем Ростов-на-Дону готовится к тому, чтобы на высшем уровне провести чемпионат мира по футболу 2018 г. В связи с этим наше общее понимание задачи бренда «Сделано на Дону» состоит в том, чтобы с помощью различных инструментов о Ростовской области узнали все.

Уже сейчас к продвижению бренда активно подключается управление информационной политики Правительства Ростовской области, с помощью различных актуальных коммуникационных каналов транслируется информация о системе «Сделано на Дону». Одним из ключевых каналов коммуникаций, конечно же, сегодня является виртуальная среда. Здесь особое значение имеет визуализация знака «Сделано на Дону». Именно в интернете узнаваемость знака с первого взгляда является связующим звеном между регионом и внешним миром.

Результаты, проведенного Департаментом потребительского рынка РО в этом году социологического исследования фиксируют рост «регионального потребительского патриотизма». Так, жители области при прочих равных условиях отдадут предпочтение именно «своей» продукции. Понятно, что при этом «своя» продукция должна быть узнаваема и отличима, а также доступна. Кроме того, из полученных данных социсследования следует, что информация о системе добровольной сертификации «Сделано на Дону» относительно хорошо распространилась среди профессионального сообщества – участников потребительского рынка. Уровень информационного проникновения в потребительскую аудиторию, в сравнении с прошлым годом увеличился в два раза с 18% до 40%. На этом фоне, уже можно говорить об эффективности мер по закреплению положительного имиджа как самой системы добровольной сертификации «Сделано на Дону», так и товаров, в ней участвующих. Если для тех, кто знает о существовании знака «Сделано на Дону», этот знак был бы поводом выбора донских товаров при прочих равных условиях, то для примерно 56% это ориентир, позволяющий разобраться в качестве товаров. Почти 70% населения демонстрируют свою лояльность идее дополнительной поддержки донских предпринимателей. Кроме того, полученные данные позволяют говорить о том, что в мотивации к покупке донских товаров потребители видят не только возможность приобрести качественный и знакомый товар, но и поддержать региональную экономику. Большинство покупателей полагают, что приобретая товары, произведенные в Ростовской области, они стимулируют тем самым экономику региона.

За период функционирования системы добровольной сертификации «Сделано на Дону» ее участниками стали известные в Ростовской области и за ее пределами предприятия:

агропромышленного комплекса - ООО «Астон», ООО «Ростовский завод «Тавр», ОАО «Сыродельный завод «Семикаракорский», ООО «МЭЗ Юг Руси», ООО «ЕВРОДОН»;
промышленности - ОАО «Донецкая мануфактура», ЗАО «Ростовгазоаппарат», ООО «Алунекст» и стройиндустрии - ОАО «Стройфарфор», ОАО «Владимировский карьер тугоплавких глин».

Всего знаком качества «Сделано на Дону» отмечены 40 видов донской продукции 19 предприятий. Можно с уверенностью сказать, что все они могут достойно представлять Ростовскую область на уровне Российской Федерации, а также на международном уровне.

В апреле текущего года Минпромторгом России было подготовлено и принято распоряжение Правительства РФ о создании автономной некоммерческой организации «Российская система качества». Данная организация создана в целях повышения конкурентоспособности российских товаров, их продвижения на внутренний и внешние рынки, импортозамещения, развития институтов повышения качества российской продукции. На субсидии данной организации в 2015 году в федеральном бюджете предусмотрено 180 млн. рублей. На развитие и продвижение системы добровольной сертификации «Сделано на Дону» в 2014, 2015 годах средства из областного бюджета не выделялись, при этом для того, чтобы расширить перечень объектов системы, в части сертификации услуг (например, общественного питания), по предварительным оценкам, стоимость работ может составить 1,5 млн. рублей. Таким образом, актуальность проводимой работы не вызывает сомнения, между тем, в отсутствии финансирования данного направления, работа по развитию системы добровольной сертификации «Сделано на Дону» значительно усложняется.

Безусловно, бренд «Сделано на Дону» ставит перед нами сверхамбициозную задачу - это коллективная работа всего региона, всех участников сложной цепочки от производителя до потребителя. Итогом усилий большого числа людей, которые хотят, чтобы Ростовская область стала регионом эталонного качества выпускаемой продукции, должно стать достижение высокого уровня жизни людей, проживающих в донском регионе.

В этом году вручение знака «Сделано на Дону» запланировано в рамках конференции по защите прав потребителей, которая пройдет 1 октября 2015 года по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Суворова, 93, бизнес-центр «Лига наций», зал «Южный IT-парк», 7 этаж. Конференция является знаковым событием для представителей власти, бизнеса и общества, где совместно вырабатываются и внедряются новые практики по обеспечению защиты прав потребителей.


Возврат к списку