Сроки и порядок возврата или обмена товара, приобретенного дистанционно

Главная / Администрация / Актуальная информация / Информационные сообщения
18.07.2016
В настоящее время все более популярным становится дистанционный способ продажи товаров. В связи с этим возросло количество обращений в наш консультационный пункт по защите прав потребителей товаров, купленных дистанционным способом. При осуществлении покупки товара дистанционным способом необходимо знать про условия и особенности, отличающие торговлю дистанционным способом от продажи товаров в магазинах. Основные положения дистанционной торговли регулируется ст. 26.1 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон РФ) и Правилами продажи товаров дистанционным способом,  утвержденных Постановление Правительства РФ от 27 сентября 2007 г. № 612 (далее – Правила).

Для начала определим, что же такое продажа товара дистанционным способом?

Продажа товаров дистанционным способом – это продажа товаров по договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах либо представленным на фотоснимках или с использованием сетей почтовой связи, сетей электросвязи, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также сетей связи для трансляции телеканалов и (или) радиоканалов, или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора. (Постановление Правительства РФ от 27.09.2007 N 612  "Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом", далее – Правила).

Главной особенностью дистанционной торговли является то, что потребитель не имеет возможности воочию ознакомиться ни с самим товаром, ни с образцом товара до момента его получения.

Поэтому, продавец обязан до заключения договора розничной купли-продажи (далее - договор), предоставить покупателю информацию об основных потребительских свойствах товара и адресе (месте нахождения) продавца, о месте изготовления товара, полном фирменном наименовании (наименовании) продавца, о цене и об условиях приобретения товара, о его доставке,  о порядке и сроках возврата товара, сроке службы,  сроке годности и гарантийном сроке, о порядке оплаты товара, а также о сроке, в течение которого действует предложение о заключении договора.

Указанная информация должна быть доведена до сведения покупателя в письменном виде (для импортных товаров - на русском языке)  еще до момента доставки товара.

В случае если информация о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества не была предоставлена в письменной форме в момент доставки товара, покупатель вправе отказаться от товара в течение трех месяцев с момента передачи товара.

Продавец обязан передать товар покупателю в порядке и сроки, установленные договором.

Если в договоре срок доставки не определён и отсутствуют возможности определить этот срок, товар передаётся продавцом покупателю в разумный срок. Обязательства, не исполненные в разумный срок, продавец должен выполнить в семидневный срок со дня предъявления покупателем требования об его исполнении.

Если товар был оплачен предварительно, но не доставлен в срок по вине продавца, ответственность за нарушение срока передачи товара продавец будет нести в соответствии со ст. 23.1 Закона РФ.

В случае, если доставка товара произведена в установленные договором сроки, но товар не был передан покупателю по его вине, последующая доставка производится в новые сроки, согласованные продавцом, после повторной оплаты покупателем стоимости услуг по доставке товара.

При приеме товара необходимо проверить целостность, комплектность товара, соответствие доставленного товара заказанному, наличие принадлежностей к товару и документации к товару,  и прочие характеристики, а также данные доставленной вещи.

Продавец не вправе предлагать потребителю товары, не указанные в первоначальном предложении товаров к продаже, а также требовать их оплаты (п. 19 Правил).

В установленном законом порядке потребитель вправе вернуть или обменять товар, приобретенный дистанционным способом.

Основания возврата или обмена товара, приобретенного дистанционным способом.

Возврат или обмен товара продавцу, производящему торговлю дистанционным способом может иметь место в следующих случаях:

1. по причине получения товара ненадлежащего качества, наличия в товаре недостатков.
2. по причине отказа от товара надлежащего качества не подходящего размера, комплектности и т.п.

Покупатель не вправе отказаться от товара надлежащего качества, имеющего индивидуально-определенные свойства, если указанный товар может быть использован исключительно приобретающим его потребителем.

При отказе покупателя от товара продавец должен возвратить ему сумму, уплаченную покупателем в соответствии с договором, за исключением расходов продавца на доставку от покупателя возвращенного товара, не позднее, чем через 10 дней с даты, предъявления покупателем  соответствующего  требования.

Обратите внимание: Каталоги товаров не являются рекламой, а представляют собой оферту для заключения договора продажи товара дистанционным способом (определение  судов). Таким образом, продавец обязан продать именно такой товар, который был заявлен в каталогах и несет такую же ответственность,  как и при розничной купле-продаже товаров.



Юрисконсульт  консультационного пункта по защите прав потребителей
Филиала Федерального бюджетного учреждения «Центр гигиены и эпидемиологии
в Ростовской области» в городе  Шахты (филиала ФБУЗ «ЦГиЭ в РО» в г. Шахты)
 Храпова Галина Павловна.
(8636) 26-28-34


Возврат к списку