Доклад заместителя главы Администрации-директора Департамента финансов Д.А. Дедученко

Главная / Администрация города / Доклады и отчеты / Доклады и отчеты

20.04.2015
ДОКЛАД
заместителя главы Администрации-директора Департамента финансов
Д.А. Дедученко на заседании Коллегии Администрации города Шахты
по вопросу «Обеспечение устойчивого развития муниципального образования «Город Шахты»
13 апреля 2015 года

Всем известна складывающаяся экономическая ситуация. В этой связи важно понимать и реально оценивать риски, с которыми может столкнуться город.
Это риск неисполнения в полном объеме доходов бюджета и увеличения недоимки по платежам в бюджет,
       риск возможного неравномерного поступления доходов,
       риск сокращения и недополучения средств из областного бюджета, в том числе с переносом финансирования на следующий год.
С некоторыми уже столкнулись в 2014 году, с некоторыми можем столкнуться в 2015 году. Исходя из указанных рисков, должна выстраиваться бюджетная и экономическая политика города с целью их полного исключения, либо минимизации последствий.

При этом перед городом стоят задачи, выполнение которых обязательно вне зависимости от складывающихся условий:
это своевременная и в полном объеме выплата заработной платы;
реализация Указов Президента Российской Федерации;
оплата за потребленные коммунальные услуги;
недопущение образования просроченной кредиторской задолженности;
обеспечение финансирования расходов на развитие города.

Именно поэтому, в сложившихся непростых условиях, вопросы увеличения доходов местного бюджета и сокращения недоимки, повышения эффективности бюджетных расходов, привлечения инвестиций на территорию города и развития предпринимательства приобретают наибольший приоритет.

Администрацией города комплексная системная  работа в этом направлении ведется уже на протяжении ряда лет.
Реализуются муниципальная программа города Шахты «Управление муниципальными финансами»,
План мероприятий по росту доходов, оптимизации расходов и совершенствованию долговой политики,
совместный с налоговой службой План мероприятий по увеличению доходов консолидированного бюджета Ростовской области и повышению эффективности налогового администрирования.

Недоимка.
Министерством финансов Ростовской области в целях исполнения поручения Губернатора Ростовской области муниципальным образованиям на 2015 год установлены планы по снижению недоимки в консолидированный бюджет области. Городу Шахты установлен план снижения недоимки на 40,8 млн. рублей.
План «напряженный».
Для исполнения Плана-графика по снижению недоимки в бюджет ответственным необходимо обеспечить принятие дополнительных мер.

Администрацией города систематически проводятся совещания с руководителями налоговой службы, службы судебных приставов по вопросам снижения недоимки и увеличения поступлений в бюджет «собственных» доходов.

Не обладая прямыми полномочиями по администрированию налогов и по сбору недоимки, Администрация постоянно предлагает и помогает реализовывать новые методы работы, предложения по совместным действиям.
В 2014 году Мэром города Шахты проведено 8 совещаний, в 2015 году проведено уже 2 совещания.
В 2015 году проведено 19 рейдов, посещено 93 хозяйствующих субъекта, в результате наложен арест на имущество 7 должников на сумму 0,3 млн. рублей, через службу судебных приставов погашена задолженность в бюджет на сумму 2,3 млн.рублей.
Совместную деятельность с налоговой службой и службой судебных приставов необходимо продолжать и в дальнейшем.
В 2014 году:
уточненный план поступления в местный бюджет налоговых и неналоговых доходов («собственных» доходов) исполнен на 101 процент;
дополнительно к первоначально утвержденному плану в местный бюджет поступило 32,4 млн. рублей «собственных» доходов;
дополнительно по сравнению с 2013 годом в бюджет города поступило «собственных» доходов в сумме 63,3 млн.рублей.
В 2014 году темп роста поступлений «собственных» доходов по городу Шахты составил 104,8 процента, что превышает средний темп роста, сложившийся в среднем по городам Ростовской области - 100,5 процента.


По итогам исполнения за 1 квартал 2015 года:
 поступило «собственных» доходов 346,8 млн. рублей, что позволило исполнить план 1 квартала,
 исполнение к годовым плановым назначениям составило 24,7 процента,
 дополнительно к соответствующему периоду 2014 года поступило 55,7 млн. рублей. По сравнению с другими территориями области по данному показателю город Шахты являемся одним из лидеров.

Фактическое поступление «собственных» доходов на одного жителя города постоянно увеличивается. Рост в 2014 году по сравнению с 2013 годом составил 5 процентов, а по сравнению с 2010 годом - 50 процентов.

В 2015 году Администрацией утвержден План первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития города.
Основные мероприятия Плана направлены на:
увеличение поступления в местный бюджет налоговых и неналоговых доходов, сокращение недоимки в бюджет;
повышение эффективности использования бюджетных расходов;
активизацию экономического роста;
поддержку малого и среднего предпринимательства.

Город заинтересован в появлении на своей территории новых, современных предприятий. Необходимо создать все условия для повышения финансовой стабильности и оздоровления хозяйствующих субъектов, для обеспечения положительных темпов роста экономики города.

Хозяйствующим субъектам, зарегистрированным и осуществляющим на территории города Шахты инвестиции, уже предоставлены отдельные преференции в виде возможности получить льготу по земельному налогу до 50 процентов и направить высвободившиеся средства на инвестиционные вложения и свое развитие.

Установленные на территории города Шахты ставки по земельному налогу и по налогу на имущество физических лиц стабильны на протяжении ряда лет. Изменения в ставки по земельному налогу вносились последний раз 3 года назад (в 2012 году), по налогу на имущество физических лиц 5 лет назад (в 2010 году). При этом ставки и по земельному налогу, и по налогу на имущество физических лиц ниже максимальных ставок, установленных федеральным законодательством.

Совет по инвестициям. Основная задача Совета – выработка основных направлений экономической политики в зависимости от социально-экономической ситуации.
С целью более тесного взаимодействия с бизнес - сообществом в 2015 году при Совете по инвестициям создан Совет директоров, в который вошли 20 руководителей хозяйствующих субъектов.
Необходимо и в дальнейшем обеспечить работу Совета, направленную на развитие предпринимательской деятельности на территории города, на поддержку местных товаропроизводителей.

 Межведомственная комиссия при Администрации города в целях формирования благоприятных условий для развития предпринимательства.
В задачи комиссии входит реализация общесистемных мер снижения административных барьеров и повышения доступности государственных и муниципальных услуг; оптимизация механизмов осуществления функций органов местного самоуправления.
Необходимо обеспечить постоянное сопровождение инвестиционных проектов, отработать и утвердить соответствующий порядок (регламент) сопровождения инвестиционных проектов.
Необходимо уже в ближайшее время провести мониторинг административных регламентов. Найти возможности для сокращения сроков предоставления муниципальных  и отдельных административных процедур, повысить качество предоставляемых услуг.

Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства.
В рамках реализуемой муниципальной программы в 2014 году субъектам малого и среднего предпринимательства из бюджета города предоставлено субсидий на возмещение части затрат начинающим предпринимателям по организации собственного дела в сумме 0,6 млн. рублей. Еще 2,6 млн.рублей ожидается получить во 2-м квартале 2015 года.
Важно обеспечить поддержку реального сектора малого и среднего предпринимательства, и в дальнейшем обеспечить надлежащий контроль за целевым использованием предоставленных бюджетных средств.
Также, в городе создан и действует Муниципальный фонд создания, поддержки и развития бизнеса.
Количество хозяйствующих субъектов в 2014 году увеличилось на 266 и на 1 января 2015 года составило более 10 тысяч.
В рамках Межведомственной комиссии по финансовому оздоровлению предприятий, организаций города необходимо продолжить мониторинг финансово-экономической ситуации на предприятиях города и обеспечить принятие своевременных действенных мер совместно с этими организациями. Это позволит отслеживать занятость населения города, фактическое поступление платежей в бюджет и своевременно принимать соответствующие меры.

Повышение эффективности использования муниципального имущества и земельных участков.
Основные задачи:
проведение муниципального земельного контроля;
контроль за исполнением арендаторами договорных обязательств;
активизация претензионно – исковой работы.
Необходимо усилить работу с арендаторами и обеспечить погашение задолженности по арендным платежам.
Поступление в бюджет текущих платежей должно быть обеспечено в полном объеме.
Главным распорядителям, муниципальным учреждениям необходимо провести анализ используемых земельных участков и муниципального имущества и обеспечить их эффективное использование. При отсутствии потребности - отказаться от такого имущества или перепрофилировать его.

Муниципальный дорожный фонд.
Плановый объем поступлений доходов в 2015 году по сравнению с 2014 годом сократился более чем в 2 раза.
В связи с этим согласован вопрос и в феврале принято решение о направлении доходов от продажи земельных участков, находящихся в собственности города, в муниципальный дорожный фонд. В результате в 2015 году увеличение составило почти 50 млн.рублей.
Начал работу передвижной пункт весового контроля по измерению вреда, причиняемого тяжеловесным грузом. Средства в виде оплаты вреда будут зачисляться в дорожный фонд.
В настоящее время отрабатывается вопрос создания и функционирования на платной основе на территории города парковок для легковых таксомоторов.
Для дальнейшего развития транспортной инфраструктуры, создания инвестиционной привлекательности города работа по наполняемости муниципального дорожного фонда должна быть продолжена.

Впервые Главой города на основании заявок главных распорядителей бюджетных средств утвержден и исполняется «перспективный бюджет», утверждены расходы на развитие.

Расходы за счет средств «местного» бюджета по главным распорядителям бюджетных средств на 2015 год утверждены на 8 процентов меньше расходов, утвержденных в 2014 году. Однако работу по  повышению эффективности расходов и выявлению неэффективных расходов необходимо продолжить.

Необходимо проводить работу по повышению культуры населения, активно вовлекать население в работу по очистке территории в рамках проводимых общегородских субботников.

Необходимо осуществлять мониторинг наличия приборов учета, их сроках эксплуатации, выявлять возможности дополнительного энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Главным распорядителям необходимо проверить обоснованность каждой штатной единицы в подведомственных учреждениях, соответствие их количества установленным нормативам, используемые фонды оплаты труда, объемы и качество предоставляемых муниципальных услуг.
В сложившихся экономических условиях необходимо не только не превышать предельные допустимые нормативы, но и обеспечить значения фактических показателей значительно ниже установленных, с учетом реальной, обоснованной потребности.
Например, расходы на заработную плату работников органов местного самоуправления, утвержденные на 2015 год, ниже расходов по утвержденному нормативу на 2014 год более чем на 15 процентов.

Отмечу низкое качество заключения муниципальных контрактов.
Муниципальным заказчикам неоднократно указывалось на необходимость заключения контрактов исходя из максимальной защищенности интересов и прав заказчика.
Однако, допускаются случаи
заключения контрактов с необоснованно короткими сроками оплаты,
приобретения оборудования без учета доставки или по завышенным ценам.
В результате создаются условия для применения штрафных санкций, учреждения несут дополнительные расходы.
Руководителям главных распорядителей бюджетных средств необходимо провести контрольные мероприятия, как по проводимым конкурсным процедурам, так и по уже заключенным контрактам. Обеспечить заключение обоснованных муниципальных контрактов. Необходимо обеспечить ведение претензионной работы.
Обязательно применять понижающий коэффициент «безусловной упреждающей экономии» 0,97.
Для привлечения дополнительных финансовых средств и наибольшего удовлетворения спроса населения необходимо продолжить развитие сети платных услуг, повышать имидж и конкурентоспособность муниципальных учреждений, осуществлять мониторинг востребованности услуг.
Главным распорядителям бюджетных средств совместно с подведомственными муниципальными учреждениями необходимо отработать возможность расширения перечня и повышение качества предоставляемых платных услуг, обеспечить экономное, эффективное использование средств, получаемых при оказании платных услуг.

Получение средств из областного бюджета.
Муниципальным заказчикам необходимо оперативно и качественно отрабатывать вопросы освоения средств. Предоставлять документы в отраслевые министерства и ведомства Ростовской области, не откладывая на 2-е полугодие или тем более на 4-й квартал, и не повторяя ситуацию 2014 года.
В этой связи, совещания по освоению средств планируются ежемесячно. Изменится формат их проведения.

Администрацией города на протяжении ряда лет ведется взвешенная долговая политика. Заемные средства в бюджет города не привлекаются, бюджетные средства на обслуживание муниципального долга не направляются.

Открытость и доступность для жителей информации о работе Администрации.
На официальном сайте Администрации созданы дополнительные разделы «Открытый бюджет», «Активный горожанин», «Открытая трибуна» - «33 канала» и газеты «Шахтинские известия», ряд других. Информация постоянно обновляется. Сайт Администрации города по открытости, наполняемости информации признан одним из лучших в России.
На Финансовом портале создан раздел «Бюджет для граждан», ежедневно размещается информация о бюджете города и его исполнении, о поступивших доходах в бюджет города, о перечислении социальных выплат и пособий населению и многое другое.
Ежегодно проводятся публичные слушания по проекту бюджета и отчету об исполнении бюджета.  Утвержден и исполняется Медиа - план – информирование населения об основных направлениях деятельности структурных подразделений Администрации.

Несмотря на непростую экономическую ситуацию, тревожное настроение вокруг, наша общая задача принимать все необходимые меры и уверенно двигаться к поставленным целям.
Закончу выступление уже не раз произнесенными, в том числе и с этой трибуны, но очень емкими, точными словами.
Особые экономические условия для нас – это в первую очередь  возможность, а не ограничение! Которые могут и должны стать мощным толчком к развитию города. Именно в такой момент есть шанс продемонстрировать свою стабильность и состоятельность.

Доклад заместителя главы Администрации-директора Департамента финансов Д.А. Дедученко
Скачать файл
(Тип: документ Microsoft Word. Размер: 78 KB)

Возврат к списку