Права и обязанности исполнителя и потребителя коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами

Главная / Городское хозяйство / Новости
17.04.2018
Как свидетельствует практика, в настоящее время нарушают требования законодательства при обращении  твердыми коммунальными отходами  (далее - ТКО),   как исполнители  коммунальной услуги по обращению с ТКО (далее- исполнитель),  так и потребители. Какие существуют права и обязанности  у исполнителей  и потребителей? Для того чтобы разобраться, необходимо изучить действующее законодательство.

Постановлением Правительства РФ от 27.02.2017 N 232 в  Правила предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354 (далее- Правила),  введен  раздел  XV(1) «Предоставление коммунальной услуги по обращению с (ТКО)»

Согласно вышеуказанному разделу Правил исполнитель  обязан:
а) предоставлять потребителю коммунальную услугу по обращению с ТКО в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства РФ, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении указанной коммунальной услуги;
б) заключать с региональным оператором по обращению с ТКО  договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами;
в) самостоятельно или с привлечением других лиц осуществлять техническое обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляется коммунальная услуга по обращению с ТКО;
г) производить в установленном настоящими Правилами порядке расчет размера платы за предоставленную коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами и при наличии оснований производить перерасчет размера платы за указанную коммунальную услугу, в том числе в связи с предоставлением коммунальной услуги по обращению с ТКО ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность, за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении;
д) производить непосредственно при обращении потребителя проверку правильности исчисления предъявленного потребителю для уплаты размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, задолженности потребителя или переплаты им за коммунальную услугу по обращению с ТКО, правильности начисления потребителю неустоек (штрафов, пеней) и немедленно по результатам проверки выдавать потребителю документы, содержащие правильно начисленные платежи. Выдаваемые потребителю документы по его просьбе должны быть заверены подписью руководителя и печатью исполнителя (при наличии);
е) принимать в порядке и в сроки, которые установлены настоящими Правилами, сообщения потребителей о факте предоставления коммунальной услуги по обращению с ТКО ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, организовывать и проводить проверку такого факта с составлением соответствующего акта проверки, а при наличии вреда, причиненного нарушением качества коммунальных услуг, - также акта, фиксирующего вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя;
ж) вести учет жалоб (заявлений, обращений, требований, претензий) потребителей на качество предоставления коммунальной услуги по обращению с ТКО, учет сроков и результатов их рассмотрения и исполнения, а также в течение 3 рабочих дней со дня получения жалобы (заявления, обращения, требования, претензии) направлять потребителю ответ о ее удовлетворении либо об отказе в удовлетворении с указанием причин отказа;
з) информировать потребителей в порядке и в сроки, которые установлены настоящими Правилами, о причинах и предполагаемой продолжительности предоставления коммунальной услуги по обращению с ТКО ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность;
и) информировать потребителя о дате начала проведения планового перерыва в предоставлении коммунальной услуги по обращению с ТКО не позднее чем за 10 рабочих дней до начала перерыва;
к) предоставить потребителю (путем указания в договоре, содержащем положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, размещения на досках объявлений, расположенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом (жилой дом или комплекс жилых домов), и на досках объявлений, расположенных в помещении исполнителя в месте, доступном для всех потребителей) следующую информацию:

сведения об исполнителе - наименование, место нахождения (адрес его постоянно действующего исполнительного органа), сведения о государственной регистрации, режим работы, адрес сайта исполнителя в сети Интернет, а также адреса сайтов в сети Интернет, на которых исполнитель в случаях, предусмотренных законодательством РФ, обязан размещать информацию об исполнителе, фамилия, имя и отчество руководителя;
адреса и номера телефонов диспетчерской, аварийно-диспетчерской службы исполнителя;
размеры тарифов (цен) на коммунальную услугу по обращению с ТКО и реквизиты нормативных правовых актов, которыми они установлены;
порядок и форма оплаты коммунальной услуги по обращению с ТКО, сведения о последствиях несвоевременного и (или) неполного внесения платы за коммунальную услугу;
показатели качества коммунальной услуги по обращению с ТКО, предельные сроки устранения аварий и иных нарушений порядка предоставления коммунальной услуги, установленные законодательством РФ, в том числе настоящими Правилами, а также информация о настоящих Правилах;
наименования, адреса и телефоны органов исполнительной власти (их территориальных органов и подразделений), уполномоченных осуществлять контроль за соблюдением настоящих Правил;
информация об обязанности потребителя сообщать исполнителю коммунальной услуги по обращению с ТКО об изменении количества зарегистрированных граждан в жилом помещении;
сведения о необходимости заключения собственником нежилого помещения в многоквартирном доме в письменной форме договора на оказание услуг по обращению с ТКО непосредственно с региональным оператором по обращению с ТКО и последствиях незаключения такого договора;
л) предоставлять любому потребителю в течение 3 рабочих дней со дня получения от него заявления информацию в письменной форме за запрашиваемые потребителем расчетные периоды о помесячных объемах и (или) массе ТКО, образующихся в помещении в многоквартирном доме, и суммарном объеме и (или) массе ТКО, образующихся в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, рассчитанных с применением нормативов накопления ТКО или количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления;
м) нести иные обязанности, предусмотренные жилищным законодательством РФ.
Исполнитель  имеет право:
а) требовать внесения платы за потребленную коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, а также в случаях, установленных федеральными законами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, - уплаты неустоек (штрафов, пеней);
б) привлекать на основании соответствующего договора, содержащего условие об обеспечении требований законодательства РФ о защите персональных данных, организацию или индивидуального предпринимателя:
для доставки платежных документов потребителям;
для начисления платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО и подготовки доставки платежных документов потребителям;
в) устанавливать в порядке, предусмотренном пунктом 148(35) настоящих Правил, количество граждан, проживающих (в том числе временно) в занимаемом потребителем жилом помещении, и составлять акт об установлении количества таких граждан для расчета размера платы за предоставленную коммунальную услугу по обращению с ТКО;
г) уведомлять потребителя о наличии задолженности по оплате коммунальной услуги по обращению с ТКО или задолженности по уплате неустоек (штрафов, пеней) посредством передачи смс-сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи на пользовательское оборудование потребителя, телефонного звонка с записью разговора, сообщения электронной почты или через личный кабинет потребителя в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства, посредством размещения на официальной странице исполнителя в сети Интернет либо посредством передачи потребителю голосовой информации по сети фиксированной телефонной связи;
д) осуществлять иные права, предусмотренные жилищным законодательством РФ.

Потребитель коммунальной услуги по обращению с ТКО имеет право:
а) получать в необходимых объемах коммунальную услугу по обращению с ТКО надлежащего качества;
б) получать от исполнителя сведения о правильности исчисления предъявленного потребителю для уплаты размера платы за коммунальную услугу по обращению ТКО, а также о наличии (об отсутствии) задолженности или переплаты потребителя за коммунальную услугу по обращению с ТКО, наличии оснований и правильности начисления исполнителем потребителю неустоек (штрафов, пеней);
в) требовать от исполнителя проведения проверок качества предоставляемой коммунальной услуги по обращению с ТКО, оформления и предоставления акта проверки, акта об устранении выявленных недостатков;
г) получать от исполнителя информацию, которую он обязан предоставить потребителю в соответствии с законодательством РФ  и условиями договора, содержащего положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с ТКО;
д) требовать в случаях и порядке, которые установлены настоящими Правилами, изменения размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами при предоставлении указанной коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении;
е) требовать от исполнителя возмещения убытков и вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие предоставления коммунальной услуги по обращению с ТКО ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также морального вреда в соответствии с законодательством РФ;
ж) требовать от исполнителя проведения проверок качества предоставляемой коммунальной услуги по обращению с ТКО в порядке, установленном настоящими Правилами, оформления и направления потребителям акта проверки и акта об устранении выявленных недостатков;
з) осуществлять иные права, предусмотренные жилищным законодательством РФ.
Потребитель коммунальной услуги по обращению с ТКО обязан:
а) при обнаружении неисправностей, пожара и аварий в мусоропроводе и мусороприемных камерах, а также при обнаружении нарушений качества предоставления коммунальной услуги по обращению с ТКО немедленно сообщать о них в аварийно-диспетчерскую службу исполнителя или в иную службу, указанную исполнителем, а при наличии возможности - принимать меры по устранению таких неисправностей, пожара и аварий;
б) информировать исполнителя об увеличении или уменьшении числа граждан, проживающих (в том числе временно) в занимаемом им жилом помещении, не позднее 5 рабочих дней со дня наступления таких изменений, в случае если размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется исходя из количества проживающих граждан;
в) своевременно и в полном объеме вносить плату за коммунальную услугу по обращению с ТКО;
г) нести иные обязанности, предусмотренные жилищным законодательством РФ.
Потребитель коммунальной услуги по обращению с ТКО не вправе складировать твердые коммунальные отходы вне контейнеров, бункеров, иных емкостей и специальных площадок для крупногабаритных отходов, предназначенных для их накопления в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с ТКО, заполнять контейнеры для ТКО, предназначенные для накопления отходов других лиц и не указанные в договоре на оказание услуг по обращению с ТКО, или контейнеры, не предназначенные для таких видов отходов.

Ведущий специалист – эксперт территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Ростовской области в г.Шахты, Усть-Донецком, Октябрьском (с) районах Колядина Т.Н.

Возврат к списку